Когда Вы задумываетесь о создании программного продукта, то в голове возникает ряд вопросов:
- Кому будет интересен продукт и чью проблему он решает;
- Как сделать продукт максимально удобным для конечного пользователя.
На эти вопросы отвечают UI и UX. Давайте разбираться в чем разница между этими понятиями и почему их всегда ставят рядом.
Представьте себе, что Вы проектируете автомобиль – двигатель, ходовая часть, кузов – будут программным кодом, который дает возможность не развалиться будущему автомобилю и формирует его структуру. Кузов, руль, сиденья – это и есть UX, позволяющий максимально комфортно использовать имеющийся продукт с базовыми функциями. UI – это цвет кузова, обтяжка сидений, отделка салона, магнитола и прочие фишки, которые можно встроить в комплектацию автомобиля, то что создает комфорт.
UI и UX – два направления дизайна без которого не получится классного программного продукта. Стартуйте с UX, а потом закрепляйте успех с UI.
UX как полезный интерфейс для конечного пользователя
UX – user experience – это результат анализа, выявления пользовательских проблем, создание программного обеспечения с целью решения проблем клиентов. Главные критерии хорошей работы UX-дизайнера:
- Простота использования продукта;
- Удобство пользователя;
- Удовлетворение потребителя от работы с продуктом.
Вы никогда не заметите сколько сил и ресурсов потратил UX – разработчик, формируя удобный пользовательский продукт. Однако, как только что-то пойдет не так и при работе с программным продуктом Вы все чаще будете задавать вопрос «Что делать дальше? Моя проблема еще не решена!», значит UX ошибся или не до конца понял Вашу проблему.
Изучение user experience – это сложный и длительный процесс на стыке психологии и программирования. UX-дизайнер должен точно понимать проблему пользователя, конечный результат решения поставленной задачи и попытаться уложить в голове «путь пользователя», который он пройдет с программным обеспечением, решив конкретную проблему.
Путь пользователя – это все этапы, которые преодолевает потребитель, чтобы дойти до решения своего вопроса. Путь пользователя представляет собой алгоритм, который начинается от установки программного обеспечения, регистрации, входа в систему, выбора нужных компонентов и решения проблемы клиента.
Что должен сделать UX-дизайнер, чтобы понять клиента:
- Выслушать – полностью выслушать клиента, его мнение относительно проблемы и возможных путей решения;
- Задать вопросы – уточнить все непонятные моменты. Случается так, что в процессе беседы выясняется, что проблема совсем не в том, о чем казалось изначально;
- Предложить свое видение решения проблемы – разработать стратегию и структуру будущего программного обеспечения. Предоставить клиенту схему работы на бумаге или в графическом редакторе, чтобы стал очевидным алгоритм движения пользователя до решения проблемы;
- Создать мокап, вайрфрейм и прототип.
- Мокап – это набросок или макет будущего дизайна программного обеспечения, без лишних деталей и подробностей, только основные элементы. Нужен, чтобы быстро согласовать базовые элементы с клиентом, без интерактива и прочих сложностей демонстрирует будущий продукт.
- Вайрфрейм – представляет собой тот же макет, только обычно в черно-белом цвете и с акцентом на содержание и структуру всего интерфейса будущего программного продукта. Демонстрирует, где и как располагается информация, какая она по содержанию, как будет происходить взаимодействие элементов между собой.
- Прототип – это уже сверстанная версия вайрфрейма и мокапа. Когда прототип попадает в руки к заказчику, то он уже может нажимать на кнопки, переходить по вкладкам на странице, протестировать весь функционал приложения.
- Не всегда при разработке программного обеспечения дизайнеры формируют все 3 перечисленных компонента, иногда мокап и вайрфрейм комбинируют для экономии ресурсов. Порой, заказчик видит мокап на бумаге, а интерактивным только прототип. Все зависит от уровня сложности и финансирования проекта.
- Разработать финальную версию продукта и провести анализ. UX-разработчики не заканчивают работу на утверждении прототипа, продолжая работу с итоговым продуктом в коллаборации с программистами и веб-дизайнерами интерфейса, отвечающими за визуальную картинку.
UX-дизайнер – это ни программист, ни дизайнер в чистом виде. Это связующее звено между клиентом и программистом, всегда говорящих на разных языках и отказывающихся понимать друг друга!
UI как красивый интерфейс для конечного пользователя
UI – user interface design – играет роль посредника между клиентом и программным обеспечением. Это не только про красивую картинку, но и про удобство и интерактивность.
Очень часто User interface design путают с простым графическим дизайном или разработкой интерфейса, но тут все гораздо глубже. UI отвечает за процесс переноса сырого прототипа в понятную и красивую оболочку, которая будет привлекать внимание конечных потребителей.
UI акцентирует свое внимание на всех важных пользовательских элементах:
- Цвет основного фона;
- Стиль нажимаемых кнопок;
- Присутствующая графика и анимация;
- Инфографика на странице;
- Наличие виджетов, иконок;
- Скорость реакции на клик;
- Процессы отклика при нажатии кнопки
UI – разработчику важно, как человек воспринимает программное обеспечение с его визуальными характеристиками. Основываясь на данных, полученных UX–разработчиком проектировщик UI формирует уникальный интерфейс под запросы пользователя. От эффективного и качественного объединения дизайна, цвета, текстуры, комбинации пространства зависит то, насколько доволен будет конечный потребитель.
Известно, что 95% пользователей программных продуктов завершают свое использование, если им не нравится визуальное оформление или неудобное расположение важных элементов и кнопок.
Ответственность UI – визуальное оформление, демонстрирующее индивидуальность и качественность продукта, формирует доверие к бренду и руководит основными элементами продвижения продукта.
Что входит в обязанности UI –разработчика:
- Рассказать историю (сторителлинг). UI-разработчик должен отчетливо понимать реакцию человека на заданные визуальные сигналы. Не всегда, заходя в приложение понятно, куда нажать, чтобы пройти в следующую вкладку или не ясно, что та звезда в углу, на самом деле – кнопка выхода. Для этого предусмотрены стандартные иконки, на которые мозг реагирует правильно – корзина у всех ассоциируется с покупкой, доллар – с деньгами, дверь – с выходом. Если Вы решите изменить установку, есть вероятность быть непонятными и Ваш продукт не будет пользоваться спросом. UI-дизайнер, должен, используя минимум слов, с помощью визуального оформления подсказать на интуитивном уровне, куда пользователю двигаться дальше, сделать все так, чтобы клиент решил, что он сам догадался.
- Подобрать анимацию, иконки, графику. Правильно подобранные иллюстрации, картинки, графика, плавные и ненавязчивые переходы с одной страницы на другую формируют в сознании пользователя уникальность продукта. Зачастую UI-дизайнеров привлекают к созданию логотипов и брендов для программного продукта, чтобы сформировать единый образ. Комбинация цвета и формы также важна, не стоит использовать на одном визуальном листе кнопки разных форм и цветов, чтобы не отвлекать и не вызывать раздражения у клиента.
- Приветливость и отзывчивость. UI-дизайнер должен обеспечить максимальный комфорт для конечного потребителя, поэтому эмпатия и отзывчивость, должны быть в крови. Уметь слышать клиента, понимать его запросы – важная черта для таких специалистов.
Подводя итог, хочется сказать, что UI и UX – не тождественные понятия, их нельзя смешивать и уж тем более, приписывать эти функции одному человеку. Но, в то же время, UI и UX неразрывны, потому что от продуктивной работы UX-дизайнера зависит качественность работы UI-разработчика и удовлетворенность конечного пользователя.